Полезная информация
Жил да был великий император Пётр I, правил он хорошо, со смыслом и толком… Много чего Пётр привнёс нового и тогда ещё неизведанного: курительные трубки, бильярд, кофе и, конечно же, коньки.
Вообще на Руси и до Петра знали и катались на коньках, но это была крайне неудобная и неустойчивая конструкция (лезвия просто привязывали к подошве). Всё изменилось, когда Император привёз из Голландии новый метод — прибивать лезвия к обуви.
Ходит легенда, что Петру Первому так понравилось любимое развлечение голландцев, что он твёрдо решил сделать это увлечение самым популярным. Но не все разделяли его интерес, поэтому коньки, как хобби, сначала не прижились. До середины 19 века катание на коньках считалось забавой простолюдин и чудачеством, однако позже всё изменилось. Учёные и учителя того времени во всю говорили и писали про пользу зимней забавы. Катание на коньках укрепляет здоровье, придаёт грацию движению тела, даёт силу и ловкость. Поэтому вскоре все сословия начали увлекаться коньками.
Как только коньки завоевали страну, в Петербурге стали популярны финские сани. Через Неву конькобежцы перевозили людей на санях, которые толкали «транспорт». Финские сани — это удобное средство передвижение и некое развлечение 19 века.
В Питере любили не только кататься на коньках, ещё и на высоких ледяных горках. Ледяные горки были самым популярным развлечением, забавно то, что и это увлечение привёз Пётр Первый!
На берегах Невы строили деревянные горки, которые заливали водой. Горки, конечно же, превращались в лёд. Горки поражали своими габаритами: высота до 15 метров (приблизительно пятиэтажное здание), длина ската около 100 метров. Главное — петербуржцы катались на ледяных горках на санках. Катались тогда все: и мужчины, и женщины, и дети. Часто с такими горками делали большие ярмарки.
Сейчас в России такие горки называют «Американскими», а на самом деле официально считается, что 1885 году был получен патент на «Русские горки».
Ещё в Северной столице любили проводить зимние скачки по Неве — в какой-то момент гонки стали такими популярными, что во второй половине 19 века на реке зимой организовывали кольцевые трассы для соревнований. Участники скачек боролись за императорский приз — рысистых лошадей. В скачках принимали участие как родовые и породистые лошади, так и самые обычные (по секрету: не всегда выигрывали породистые скакуны).
Лёд на Неве был крепким, поэтому не боялись создавать ипподромы перед стрелкой Васильевского острова. Посмотреть на гонки приходило очень много людей, поэтому на льду организовывали трибуны и рестораны.
Зрители были очень активными, много шумели, топали и прыгали — всё это приводило в ужас иностранцев (боялись, что лёд треснет, но всё проходило гладко).
Также в 19 веке в Петербурге была ещё одна интересная забава — катание на северных оленях. В 1865 году даже написали в газете «Санкт-Петербургские ведомости» объявление:
«Из Архангельска приехали самоеды на оленях и остановились на Неве близ дворца: тут раскинута у них юрта. Надобно подивиться, как олени их могут бегать во всю оленью прыть по ледяным кочкам».
Эх, было же время! Вот такие были забавы и увлечения у петербуржцев. Сейчас же нельзя даже выходить на берег реки Невы, что уж говорить про катание на санях или коньках.