Полезная информация
История легендарного танка начинается с середины 30-х годов прошлого столетия — в те годы основными танками СССР были Т-26 (лёгкий), Т-28 (средний) и Т-35 (тяжёлый). Эта техника была огромной, угловатой и крайне медленной, но с хорошим противопульным бронированием.
Советским военачальникам же требовалась средняя бронированная подвижная машина с хорошей огневой мощью. Так, в 1934 году, появился первый проект такого танка (и назвали его Т-29) — это была машина колёсно-гусеничного хода с противоснарядным бронированием и высокой маневренностью, из недостатков — большие габариты.
Танк Т-29 не удовлетворил запросы военачальников, и было поставлено новое техническое задание: усилить бронирование, подвеску и улучшить ходовые качества. Новый проект поручили харьковскому конструктору Михаилу Ильичу Кошкину.
Михаил Ильич Кошкин — это главный конструктор и создатель танка Т-34. Карьера товарища Кошкина (как ни странно) началась на кондитерской московской фабрике «Эйнем» (сейчас переименована в «Красный Октябрь»). Но в 30 лет Михаил Ильич решил стать студентом Ленинградского политехнического института и параллельно совмещать учёбу и работу в конструкторском бюро Кировского завода (там же разрабатывали танк Т-29). (сноска)
Техзадание для конструктора состояло из большого количества пунктов, но подробнее остановимся только на главных из них:
• Боевая масса танка не больше 13-15 тонн;
• Из вооружения: 45-мм пушка, три пулемёта и огнемёт;
• Из боекомплекта: не менее 130 снарядов к 45-мм орудию, а пулемёт должен комплектоваться 2500-3000 патронами в лентах;
• Танк должен быть колёсно-гусеничным с шестиколёсным приводом;
• Скорость передвижения от 7 до 70 км/ч.
Кошкин приступил к работе с энтузиазмом и уже в 1938 году представил новые проекты — колёсно-гусеничный А-20 (БТ-20) и гусеничный А-32. Первый вариант оказался легче, чем нужно было по заданию, а вот второй оказался то что нужно — пушка 76 мм, противоснарядное бронирование с рациональными углами наклона и дизельный двигатель. От танк А-32 ожидали хороших результатов и испытали его в бою сразу в Советско-финской войне 1939-1940 годов. После этого танк модернизировали: поставили новую пушку и увеличили броню. И вот усовершенствованная машина получила новое название — танк Т-34.
Первый пробег-испытание проводил сам Кошкин 17 марта в 40-м году: танк прошёл по маршруту Харьков-Москва и добрался до Кремля. И уже 31 марта того же года танк встал на производственную линию, а в декабре 1941 года наладили первый в мире производственный танковый конвейер (собирали для фронта целый эшелон в 25-30 машин за сутки).
Сам Иосиф Виссарионович Сталин восхищался танком Т-34 и называл его «первой ласточкой бронетанковых сил». (сноска)
Через год Т-34 выпускали на двух предприятиях — на Харьковском паровозостроительном и Сталинградском танковом заводах (уточнение — им запрещалось производить другие танки). Каждый год танк продолжали совершенствовать — так появился на вооружении Красной армии Т-34-85.
Вот так танк Т-34 стал главным символом и легендой Второй мировой войны. Сейчас сотни танков стоят на постаментах и в музеях как часть русской истории и победы!